alatyr:start

Алатырь

Исследовательский центр народных традиций

Традиция это передача Огня, а не поклонение пеплу. Г. Малер .

Подборка информации по костюмам:

  • Вятичи 11-13 вв. vk.com/vyatichi
  • Гнездово vk.com/club75733048
  • Готланд vk.com/club31805404
  • Карельский и финский костюм vk.com/muinaiskarjala
  • Кривичи vk.com/club3347438
  • Ладога и Ладожская земля 8- нач. 11 вв. vk.com/club18000308
  • Мордовия. Археология и этнография vk.com/mordov_histori
  • Новгородский костюм и быт 9-12 вв. vk.com/novgorodskij_kostum
  • Одежда древнерусской знати 9-11 вв. vk.com/club3981595
  • Сельского населения костюм. Древняя Русь vk.com/club39368503
  • Степь 7-11 вв. vk.com/nomadfrom7to11
  • Шестовица и Черниговская земля в 9-11 вв. vk.com/medieval_chernigov
  • Ярославское Поволжье в 9-11 вв. vk.com/club20043143

Подборка для начинающих по древнерусской одежде.

[Прохоров В.] 1881–1885. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной, издаваемые по высочайшему соизволению B. Прохоровым. СПб. Ч. 1–4.

  1. Савваитов, П. - Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, 1896 г. (PDF), 58,1 МБ http://rusfolder.com/13573760
  2. Седов В.В. Одежда восточных славян VI-IX вв Древняя одежда народов Восточной Европы, М. 1986 С.30-39 Скачать: http://vk.com/doc-9986776_213755630 - Арциховский А. В. Одежда Очерки русской культуры XIII-XV вв. Ч.1. Материальная культура. -. М., 1969. С. 277-296 Скачать: http://vk.com/doc-9986776_330645125
  3. Левашова В.П. Об одежде сельского населения древней Руси. Труды Государственного Исторического музея. Вып. 40. – М., 1966. – С.112-119 Скачать: http://vk.com/doc-9986776_317281498 - Рабинович М..Г., Древнерусская одежда IX-XIIIвв.Древняя одежда народов Восточной Европы, М. 1986. С.40-62 Статья http://vk.com/doc-9986776_330649952, вся книга http://vk.com/doc-9986776_330540524
  4. Брайчевська О.А. Одяг Історія української культури. Т. I. Історія культури давнього населення України. Київ: Наукова думка, 2001. С. Скачать:http://vk.com/doc-9986776_348327908 - Сабурова М.А. - Древнерусский костюм Древняя Русь. Быт и культура. 1997 С.93-109 Скачать: http://vk.com/doc-9986776_332808606
  5. Сабурова М.А. - Погребальная древнерусская одежда и некоторые вопросы ее типологии Древности славян и Руси. 1988 Скачать: https://vk.com/doc-9986776_213836326 - Жилина Н.В. Роль рубахи в древнем и средневековом костюме и уборе Перспективные разработки науки и техники, – 2011: Мат-лы науч. конф. - Скачать: https://vk.com/doc-9986776_400225388
  6. Степанова Ю.В. - Древнерусский костюм по письменным и археологическим источникам X - XVвв. Древняя Русь. Вопросы медиевистики., № 3(21), сентябрь 2005. М., 2005. С.95-97. Скачать: https://vk.com/doc-9986776_399978723

Чудь Белоглазая

Н.К. РЕРИХ Алтай — Гималаи. Предисл. Б.Г.Гафурова. Послесл. А.П.Окладникова. М., «Мысль», 1974. с.36,240 (примеч. с.311-312)

…Среднеазиатское предание говорит о таинственном подземном народе агарти. Приближаясь ко входам в его благое царство, все живые существа умолкают и благоговейно прерывают путь.

Вспомним русское предание о таинственной чуди *, ушедшей под землю от преследования злых сил. Священная легенда о подземном граде Китеже ведет в тот же тайник.

Вся земля толкует о подземных городах, хранилищах, о храмах, ушедших под воду *. И русский, и нормандский крестьянин знает это одинаково твердо. Так же как житель пустынь знает о сокровищах, иногда сверкающих из-под волн песков пустынь, и снова — до времени — уходящих под землю. К одному костру сходятся по¬мнящие о положенных сроках. Не о суеверии, но о знании говорим. О знании, выраженном в прекрасных символах.

…«А как выросла белая береза в нашем краю, так и пришел белый царь и завоевал край наш. И не захотела чудь остаться под белым царем. Ушла под землю. И захоронилась каменьями». На Уймоне показывают чудские могилы, камнями выложенные. «Тут-то и ушла чудь подземная». Запечатлелось переселение народов.

Сиртя — в ненецкой мифологии мифический народ, ныне живущий под землёй, боящийся дневного света, обитавший в заполярной тундре до прихода ненцев — «настоящих людей».

ссылки

что такое алатырь Алатырь камень

Алатырья-веда

пермский звериный стиль http://www.perm-animal-style.ru/photo/

Праздники Большого солнечного креста отмечались или в дату солнцеворотов или рядом с ней.

  • 25 декабря – Коляда - Рождение солнца
  • 20-21 марта - Комоедицы или Масленица – Солнце переходит в фазу Ярилы. Гонит прочь Зиму-Марену в ее чертоги в Нави. Пока только переходит. Но не набирает еще той полной ярой силы способной оплодотворить землю, которая впоследствии должна родить урожай. С этого дня начинается его власть над Явным миром.
  • 20-21 июня – Купало – солнце входило в свою полную зрелость. Муж – Дажьбог – Дающий, дарующий земные блага. Достаток и благополучие.
  • 22-23 сентября - Осенины или Родогощь, Таусень (Овсень) Так же это была только переходная стадия – начало старости

Окончанием периода старости является Карачун (19-22 декабря) в это время и происходит уход солнца – старца на покой, чтоб родиться в скорости вновь Колядой. Это время самых темных ночей и передача полной власти Зиме-Марене.

Так же существовали праздники Малого солнечного креста, знаменующие собой пик ипостасей солнца. Пиковые состояния каждого промежутка.

Малый крест выглядит так:

  • 2 февраля – Громница - солнце начинает набирать силу и уже начинает сиять ярче на небе. Это первые попытки заявить свои права Марене - Зиме – царствующей в это время в Явном мире. Первое проявление силы солнца младенца.
  • 23 апреля - Ярило Вешний - с этого времени начиналась Красная горка. В народе говорили: «Ярило с Весной Лелей свадьбу играет». Вот именно в это время проявляется в полную силу его ярая сила. Происходит отмыкание земли – оплодотворение. Землю готовят к посевам.
  • 20 июля – Перунов день (по некоторым версиям 2 августа)
  • 31 октября – Велесова ночь и после этого уже в явный мир начинает входить Марена-Зима чтоб принять власть и властвовать всю зиму вплоть до Масленицы - Комоедицы.

Слово «ГОД» и его смыслы )

Многие ли понимают выражение с новым Годом? А ведь это общеславянское и слово и не только. Годный, гожий - хороший, подходящий - в этом ключе оно и сейчас применяется, но вот в родственных языках оно употребляется как «Праздник», «Период», «Пора», «время». Кроме этого, Гожий и Годный означают одно и тоже, а у коми зыряне словом ГОЖ называют солнце.

Еще мы можем сравнить ГОД, Gott (бог) в немецком и God в английском, ведь не смотря на то что God в английском произносится как Гад, происходит оно оттуда же откуда Gott, все словари с этим согласны ну и и мы с этим не будем спорить, хотя дальнейшая история происхождения слова окутана тайной ))

Лично мне кажется что Год близко с Gott и соответственно Бог в каком то смысле Гожий, хороший!

Happy new Year! А ведь Яра, Яр, Ярило - это и так понятно - летняя пора, жара, солнце) Йера - скандинавская руна означающая плодородие и переход, странно только что в самый зимний период, но ведь и Солнце только рождается. Йоль - праздник зимнего солнцестояния у скандинавских народов.

Есть и еще одна тонкость праздника - именно зимой солнце (ярило) ближе всего к земле!!! называется это по научному Перигелий (ближайшая к Солнцу точка орбиты) происходит 2-5 января, то есть спустя 2 недели после зимнего солнцестояния. Расстояние между Землёй и Солнцем в этот момент составляет 147.1 млн км, что на 2.5 млн км меньше среднего расстояния и на 5.0 млн км меньше самого большого, которое наблюдается в начале июля.

Поэтому, именно на рождение солнца, 22 декабря начинается Коляда, которая длится до дней Рода (праздновали от нескольких дней до 13 дней). В это время мир людей посещают светлые умершие предки и основатели Рода, поэтому 22 числа принято приглашать их ко столу чтобы уважить, а 2-5 января, в перигелий проводят родову, обряды направленные на укрепление рода и семьи.

В тоже самое время, на 21 декабря проходит христианское рождество, в этом как раз нет ничего удивительного, один из самых важных праздников человечества должен быть и в христианском календаре. По сути рождение Иисуса образно и рождение Солнца.

Весеннее равноденствие - празднуется во всем мире испокон веков, а где то до сих пор является началом года. Считается, чем радостней и веселей встретишь весну, тем плодотворнее и результативнее будет весь год! В эти дни гадают и загадывают желания, ведь желания, загаданные на весеннее равноденствие обязательно сбываются!

Дата праздника в разные годы выпадает на разные дни: 22 или 23 сентября. Точная дата зависит от года, всё дело в сдвиге календаря из-за високосных лет, но праздник отмечают в диапазоне 21-23 сентября, временами все три дня или неделю.

Осень - это время подведения итогов. В день осеннего равноденствия нет места страстям и авантюрам. Напротив, важно трезво взглянуть на настоящий момент и поблагодарить Вселенную за те блага, которые она вам подарила.

Хорошо вспомнить что было хорошее за последние три месяца или за год. Что удалось и что не получилось. Провести «работу над ошибками», отпустить неудавшиеся проекты, простить себя и других за неудачи. Поблагодарить всех и себя за полученный опыт и результаты.

Это время освободиться от ненужного.

Еще это Праздник встреч, праздник объединения. Было принято ездить в гости и угощать всех пирогами. После осеннего равноденствия проводились ярмарки.

Это время подготовки к зиме и почитания предков, время радости обильному урожаю и выполнения магических обрядов, которые этот урожай помогут сохранить.

Праздник больше общественный, а не личный, поэтому приветствуются хороводы, хоровое пение.

Возжигание костра как символа тепла и солнца, которое начинает светить все меньше и меньше.

Не только «Праздника Осени», но и вообще суть всего того, что мы называем «осенью». Обратимся к этимологии: - слав. «Осень» родственно др.-прусск. assanis «осень», готск. аsаns ж. «жатва», др.-в.-нем. аrаn, аrn «урожай». Далее сближают с греч. ὀπώρᾱ «конец лета, жатва» из *ор᾽ + оsаrā «после жатвы». То есть, суть в том, что семантика «жатвы, сбора урожая» для ОСЕНИ - является ее смыслоопределяющей основой. Поэтому Осенний Праздник является Праздником Урожая, несомненно.

Если земледелие до сих пор играет в вашей жизни значительную роль - вы живете в деревне, возделываете огород или просто картошку копаете, - тогда разумеется, окончание уборки урожая ОБЯЗАТЕЛЬНО должно оканчиваться празднеством («Последний сноп», семейный (хотя бы, если не получится общинного)) пир с участием собранного урожая и т.д.).

Тем не менее, даже вас я прошу не забывать о многозначности понятия «сбор урожая», - счесть ли его непосредственно моментом сбора, или, - моментом сушки, или, - моментом помещения урожая на хранение или даже, - «неделей спустя, этнографией фиксируется и то, и другое и третье, так что все это - равно подходящие моменты времени и вариантов подгадать под тоже осеннее равноденствие у вас масса. Праздник урожая в древности.

Чтобы обратиться к основе, вспомним исторические свидетельства того, как славяне праздновали день урожая до принятия христианства. В XII веке в наиболее значительной славянской языческой святыне - Арконе полабского племени руян с острова Рюген - происходил Праздник Урожая. Собрав упоминания об этом событии можно выделить следущее: гадания о будущем урожае в ночь перед праздником; жертвы за текущий урожай Божеству, и при этом их потребление в обрядовом обжорстве (обеспечение сытости на весь будущий цикл. Из того же рода представлений, что и современное «как год встретишь, так его и проведёшь»). Особо важно часть вашего нынешнего «урожая» должна быть пожертвована Тем, в Кого вы верите, для того, чтобы обеспечить будущий урожай. Обратите внимание, что следующий годичный аграрный цикл начинается - не потом, с пробуждением природы весной, - а уже сейчас, осенью. Собрав текущий урожай, мы уже начинаем думать о будущем. Подготовка к будущему урожаю, начинается задолго до его посева и также входит в этот цикл.

Само понятие «Урожай» в наше время - это вообще, в принципе плоды трудов наших, - результаты их, итоги. Поэтому, - подумайте о своей деятельности с точки зрения этой, «растительной» метафоры. Что является плодом ваших трудов? Не спешите отделываться дежурным «деньги», - подумайте лучше об их основе, о той работе, за которую общество отдало их вам.

Подведите итоги трудов своих. Для этого не надо привязывать ни начало, ни окончание каких-либо своих проектов к годовому циклу, что, все равно, нереально. Просто сделайте срез всей своей текущей деятельности, - представьте, что нынешнее состояние дел - это все, их конечный ИТОГ (да, в осеннем равноденствии - и в идее, и в обрядности, - очень много от идеи «смерти/похорон» (ср. с семантикой «зачатия/брака» или «рождения» в иных солнечных точках года - в солнцестояниях и весеннем равноденствии)). Оцените, насколько ваш «урожай» хорош, распределите ресурсы, наметьте ближайшие и долгосрочные цели. Это позволит вам следовать естественному природному циклу.

Но «урожай» - это, все же, не только итоги наших трудов. Мы лишь затеяли все это, но результат - зависит не только от нас. Он зависит от плодородия почвы/от земли, от погоды/от неба, от солнца и т.д.

Считать, что нынешнее состояние дел в нашей жизни - наш «Урожай» - есть результат лишь моих собственных действий - крайне самонадеянно и не приемлемо для язычника. Важно научиться благодарить Силы, внешние по отношению к нам.

БЛАГОДАРНОСТЬ за настоящее, за то, что у нас есть - это то, что обеспечивает нам будущее.


Листопад

Подготовьте всё необходимое для ритуала: кучку ярких осенних листьев, жаропрочную кастрюлю и маркер (черный или синий). Приступим:

  1. Успокойтесь и настройтесь на созерцание. Для этого можно послушать музыку со звуками природы или помедитировать.
  2. Подумайте, от чего вы хотели бы избавиться.
  3. Напишите каждый такой пункт маркером на осеннем листке. Пишите кратко – лишь одно или два слова. Главное, чтобы вам было понятно.
  4. Когда вы записываете, старайтесь думать об этом отстраненно, как будто то что вы пишите происходит не с вами.
  5. Листья по очереди поджигайте, пусть они сгорают в огне. Сжигайте их в кастрюле. Помните о безопасности. Когда лист сгорает, мысленно прощайтесь с дурным событием или чертой характера.
  6. После завершения развейте на ветру пепел от сожженных листьев.

Изобилие

Существует замечательный обряд, способный привлечь блага в вашу жизнь. Он состоит в выражении благодарности тем людям, которые помогли вам в этом году.

Нужно напечь пироги и раздать их выбранным людям со словами искренней признательности:

  • мясные пироги привлекут удачу в карьере;
  • капустные – денежное изобилие;
  • фруктовые и ягодные – счастье в семейной жизни.
Несколько пирогов раздайте неимущим, а также родственникам и соседям, даже если они вам не помогали. В новом году добро вернется к вам в тройном размере.

Чтобы выйти замуж

Девушки, которые никак не могут найти жениха, обращались к этому ритуалу:

  1. нужно надеть красное платье или юбку;
  2. написать на листе бумаги желание;
  3. закопать листок под рябиной;
  4. сорвать ветку с той рябины и принести домой;
  5. на ночь положить ее под подушку;
  6. утром достать и засушить;
  7. хранить до тех пор, пока не найдется жених.

Привлечение денег

Так как праздник Осеннего равноденствия связан с изобилием во всех смыслах слова, важное значение приобретают ритуалы на деньги. Вот один из них:

Нам понадобится крупная сумма наличными. Такая, на которую вы можете прожить хотя бы неделю. Если у вас нет столько наличности, заранее снимите деньги со счета в банке.

В праздничный день возьмите деньги в руки и пересчитайте. Не торопитесь, наслаждайтесь ощущение денег в руках. Пересчитать купюры нужно три раза.

Не просите при этом ничего. Только благодарите Вселенную, которая дала вам эти деньги, чтобы вы могли обеспечить себя всем необходимым. Выполняйте ритуал, и в новом году ваши доходы увеличатся.

Народные приметы

Существует великое множество примет на Осеннее равноденствие. Вот некоторые из них:

  • Какая в этот день будет погода, такова и вся осень.
  • Если на рябине много ягод, осень будет дождливая, а зима суровая.
  • Если мало ягод на рябине, осень ожидается сухая, мало дождей.
  • Чтобы обеспечить богатство, нужно праздновать целую неделю.
  • Если птицы в этот день стаями улетают, зима будет холодной.
  • Кто встретил свадебную процессию, будет счастлив целый год.

В народных приметах собрана мудрость поколений. Поэтому, пожалуй, стоит к ним прислушаться.

Праздник в традициях разных народов

Славянские Осенины

На этот праздник существовала традиция почитания старших женщин. По утрам женщины собираются на берегах озер или рек, приносят овсяный хлеб и встречают им матушку Осенину

Застолья проводились порой в течение недели. Родня съезжалась из соседних деревень, чтобы встретиться, поделиться новостями, вспомнить предков и воздать благодарность природе за изобилие.

Кельтский праздник Мабон

Мабон характеризуется тремя главными аспектами:

  • Освобождение от всего ненужного, изжившего и устаревшего. Необходимо оставить его в прошлом.
  • Почитание всех предков женского пола, напоминание об их заслугах перед семьей.
  • Благодарность природе за урожай, сбор «второго урожая» — яблок, а также хвастовство запасами на зиму.

На Мабон устраивались семейные торжества, собирались все вместе, дальние родственники часто приезжали погостить. Время самое подходящее, ведь урожай уже собран и можно оставить поля на несколько дней. Конечно, на торжественном застолье вспоминали предков, в особенности женского пола.

Было принято украшать дом осенними листьями, ветками сосны, желудями, соломой пшеницы, спелыми колосьями, шишками, кукурузой.

Практикующие магию вырезали новые инструменты: руны, мётлы, посохи, жезлы.

Пища в этот праздник обильная и соответствующая сезону:

  • тыква и кабачки;
  • кукуруза;
  • яблоки;
  • виноград;
  • фасоль.

Принято печь хлеб и лепешки из кукурузной муки, готовить различные блюда из фасоли.

Традиционные напитки:

  • компоты;
  • домашние вина, в особенности вишневые;
  • ячменное пиво;
  • яблочный сидр.

Хиган в Японии

Это масштабный и любимый японцами праздник. Отмечается как правило 23 сентября, но в некоторые годы дата может смещаться на 22 сентября. В Японии это официальный выходной.

Хиган – буддийский праздник, связанный с почитанием умерших предков. Название «хиган» переводится как «другой берег». То есть то место, куда уходят люди после смерти, куда переселяются их души.

Заблаговременно японцы делают дома генеральную уборку. Особое внимание уделяют домашнему алтарю, где стоят фотографии предков. Им приносят свежие цветы, выставляют особую ритуальную еду.

Японцы в день Осеннего равноденствия едят только вегетарианскую пищу, вспоминая о запрете на убийство животных в буддизме.

Сэдэ в зороастризме

Один из важнейших праздников в году для зороастрийцев. В этот день прощаются с теплом и солнцем, которое с этого дня светит совсем недолго.

Зима воспринималась как смерть природы, торжество сил Зла. И осеннее равноденствие – это время, когда планета переходит на Тёмную сторону. Несмотря на это на Земле остается божественная частичка Солнца – Огонь.

Растения отмирают или уходят в зимний сон. Но жизненная сила передается зрелым плодам, а вместе с ними и семенам. Благодаря ним возрождение природы будет возможно весной на праздник Новруз.

В этот день зороастрийцы должны осуществить внутренний выбор между Светом и Тьмой, если не сделали этого ранее.

На Осеннее равноденствие зажигают 8 огней, читают молитвы богам. Отмечают праздник от полудня и до заката 23 сентября.

Перед Осенним равноденствием необходимо выдержать пост. А в праздник принято:

  • употреблять в пищу семечки;
  • пить гранатовый сок или молоко.
  • alatyr/start.txt
  • Последние изменения: 2019/09/20 21:44
  • — truadmin